Зачисление обучающихся в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:
-заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся);
-заявления законного представителя обучающегося.
Обучение и воспитание в специальных группах осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, нормализация регуляторной деятельности детей.
Задача, которую решает учитель –дефектолог (учитель-логопед) группы -формирование правильной речи детей, как полноценного средства общения. Задача решается в преемственности с воспитателями группы.
Учитель-дефектолог определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.
Учитель –дефектолог (учитель-логопед) проводит следующие виды занятий:
-формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
-формирование произносительной стороны речи;
-обучение грамоте (старший дошкольный возраст).
В зависимости от периода обучения количество занятий меняется. В процессе обучения используются различные формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые. Ежедневное количество занятий, их продолжительность определяются расписанием занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся и составляет 20-25 мин.
Учитель-дефектолог специальной группы проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.
Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения педагога необходимость порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.
Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.
Адаптация ребенка с общим недоразвитием речи в коллективе
Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Ребенку трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда посещение группы превращается для ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.
раскрыть » / « свернуть